вторник, 15 декабря 2009 г.



Трудно найти историческое событие, которое обсуждалось бы у нас столь же долго, напряженно и ожесточенно, как Великая Отечественная война. Историки-профессионалы, публицисты, простой народ год за годом продолжают вспоминать войну и обсуждать ее ход, толкуя планы и мотивы тогдашних политиков и военачальников, а также останавливаясь на их личностях. Для России естественно внимание к этим темам: ведь ни одна другая страна в мире не понесла подобных потерь от рук нацистской Германии. Согласно общепризнанной оценке профессора Кривошеева, людские потери нашей страны в этой войне составили 26,6 млн. убитых, плененных и пропавших без вести, то есть 13,5% от общей численности всего населения СССР.

Великая Отечественная война прочно вошла в русское самосознание как один из его определяющих факторов, предмет национальной гордости, памяти и скорби. Актуальностью этой темы часто пользуются недобросовестные политики и публицисты, стараясь исказить историю и превратить ее в обоснование собственных еретических теорий. Как писал великий ученый и герой французского Сопротивления Марк Блок, «всякий обман почти неизбежно влечет за собой многие другие, назначение которых, хотя бы внешнее, поддерживать друг друга». Именно такие нагромождения лжи распространяют националисты о РОА («Русской Освободительной Армии»), воевавшей на службе у Гитлера под началом Андрея Власова.

Защищать прислужников немецких нацистов, воевавших против своего же народа – очевидно, идея странная. Но в наше смутное время националисты постоянно предпринимают такие попытки. Ведь старых советских ветеранов становится все меньше, их голос уже не слышен, они не могут постоять за себя. Полвека назад вчерашние фронтовики, только что отстоявшие Родину, расправились бы на месте с любым нацистским пропагандистом, а сейчас последние из ветеранов уходят. Что может быть легче, чем плевать на их могилы, заявляя, что они воевали на неправой стороне, а нацисты и их прислужники были, наоборот, героями… Но старая русская пословица гласит: «черного кобеля не отмоешь добела». Давайте обратимся к фактам.

В первую очередь рассмотрим биографию самого организатора РОА. Андрей Андреевич Власов родился в 1901 г. в крестьянской семье, служил в Красной армии с 1920 г., воевал против белых в Гражданской войне, вступил в ВКП(б) в 1930 г. Власов сделал блестящую карьеру советского военного, пройдя весь путь от рядового до генерал-лейтенанта и сумел пережить сталинские репрессии в РККА 1937-1940 гг., уничтожившие большую часть ее командного состава. В январе 1940 г. 99-я стрелковая дивизия, которой командовал Власов, была признана лучшей дивизией в округе, а сам он получил за это орден Красного Знамени. Такие карьерные успехи свидетельствуют о его высоких профессиональных способностях, интеллекте и осторожности.

Сражаясь в Великой Отечественной войне, генерал-лейтенант Власов внес свой вклад в боевые действия под Москвой и начавшееся контрнаступление Красной Армии. Он был на хорошем счету у маршала Георгия Константиновича Жукова. По характеристике маршала Власов на тот момент «с управлением войсками армии – справляется вполне. Должности командующего войсками армии вполне соответствует». Затем, 12 июля 1942 г., в ходе тяжелой и неудачной Любанской операции, Власов попадает в плен. После чего идет на сотрудничество с Вермахтом, организовывает из советских военнопленных «Русскую Освободительную Армию» (РОА) и выпускает открытое письмо-листовку «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом».

Это воззвание – интереснейший памятник эпохи. Его первая половина рассказывает биографию Власова вплоть до момента пленения. Там объективно указывается на преступления правящего режима и провалы политики Сталина в отношении армии. Мы слышим голос военного, оскорбленного слабым руководством и вмешательством комиссаров в дела управления армией. Но чем дальше, тем больше в текст вторгаются элементы немецкой политпропаганды, вплоть до полного абсурда: «Англия всегда была врагом Русского народа. Она всегда стремилась ослабить нашу Родину, нанести ей вред. Но Сталин в служении англо-американским интересам видел возможность реализовать свои планы мирового господства». И так далее.

Во что же в действительности верил этот человек, что он думал, решив повернуться против своих вчерашних братьев по оружию? Может быть, Власов возненавидел большевиков? Но он и сам до пленения был членом ВКП(б), подчеркивая свою лояльность режиму. Да и кроме того, даже всем известный белый генерал Антон Деникин, несмотря на свою старую ненависть к большевикам, призывал белоэмигрантов не поддерживать Германию в войне с русскими и отказался от предложений немцев о сотрудничестве. Власов боялся казни и хотел жить? Это уже больше похоже на правду. Хотя другой советский генерал, Дмитрий Карбышев, попав в немецкий плен, отказался от сотрудничества с нацистами и принял мученическую смерть…

Для понимания менталитета всех «власовцев» особенно важно помнить, как и из кого формировалась РОА. «Власовцев» набирали в основном из военнопленных, содержавшихся в жесточайших условиях немецких концлагерей. В одной только Ленинградской области таких лагерей было около тридцати. Там, вопреки заманчивым обещаниям немецких агитационных листовок, военнопленного ждал каторжный труд, страшный голод, холод, болезни. Его жизнь была сплошной пыткой – так стоит ли удивляться, что некоторые соглашались воевать против своих же, когда к ним, измученным и умирающим, приходили власовские агитаторы? Немецкий паек сытнее лагерных объедков, теплая казарма лучше холодного барака с эпидемиями.

Конечно, в рядах «власовцев» встречались и принципиальные противники власти большевиков, но большая их часть отнюдь не были идейными. Обратимся к специалисту по истории РОА генерал-лейтенанту Анатолию Лаврентьевичу Бахвалову, автору книги «Генерал Власов. Предатель или герой?». Расследуя деятельность «власовцев» после войны, он изучил большой документальный материал, а также много общался с задержанными. По статистическим данным Бахвалова, в составе РОА 51% составляли крестьяне, 45% - рабочие, и лишь 4% оставалось на долю интеллигенции и кадровых военных. Большая часть «власовцев» получили только лишь начальное образование. Их было нетрудно обмануть, да и, прежде всего, они хотели выжить.

Многие из них потом раскаивались. Как рассказывает Бахвалов, основываясь на своем опыте общения с ними, «вообще, чувство вины перед Родиной, ощущение, что они были обмануты, свойственно очень многим из бывших власовцев». Но это было потом. А тогда, в период немецкой оккупации, чувствуя силу своих хозяев и свою полную безнаказанность, «власовцы» вели себя без лишних сантиментов. Они часто использовались немцами в борьбе против советских партизан и для карательных операций против гражданского населения. Отметим, что в РОА вошли каратели из 29-й гренадерской ваффен-дивизии СС «РОНА» (1-й русской), «отличившейся» зверствами при подавлении Словацкого и Варшавского восстаний в 1944 г.

Эти «герои», ранее боровшиеся с партизанами на территории Орловской и Курской областей, были настолько известны мародерствами, изнасилованиями и погромами, что вызывали шок даже у немцев. При чудовищном подавлении Варшавского восстания они изнасиловали, в числе прочих, двух немецких девушек из организации «Сила через радость» (нем. Kraft durch Freude, KДФ). В конечном счете их командир Бронислав Каминский, не сумевший прекратить бесчинства своих подчиненных, был расстрелян немцами. Его личному составу сообщили, что он убит из засады партизанами, и весь этот сброд передали Андрею Власову. Командир 1-й дивизии РОА Сергей Буняченко с первого взгляда назвал их «бандиты, мародеры и воры».

Биография многих «власовцев» особенно четко показывает, как предательство ломает душу человека и ведет к резкой деградации личности. Нельзя не упомянуть о таких офицерах РОА, как Федор Зыков и Василий Тараканов. Оба они, попав в плен, изъявили желание помогать немцам и вошли в состав "группы Шмидта". Эти каратели без пощады вырезали многие деревни, не щадя ни малых детей, ни женщин, ни стариков. Они не останавливались ни перед какими пытками и зверствами. После войны негодяи долго скрывали информацию о своем прошлом. Но сохранившиеся свидетели дали показания об их преступлениях, и многие годы спустя оба они были пойманы и расстреляны – Тараканов в 1988-м, Зыков в 1990-м.

Цинизму и жестокости Зыкова поражались даже сами фашисты. Зыков лично замучил юного партизана Сашу Прудникова. Семнадцатилетнего паренька распяли на деревянном столе, и Зыков, закатав рукава, отрубил подростку стопы ног и кисти рук, кинжалом отрезал уши, нос, язык и половые органы, вырезал на теле Прудникова звезды и выколол ему глаза. А Тараканов не утратил прежних склонностей и после войны. Его соседи по деревне рассказали такой эпизод. Когда соседский щенок потрепал его гусей, он положил щенка на колоду и по очереди отрубил ему все лапы на глазах у рыдающих соседских детей. И только после этого отрубил голову. Вот какие «герои» служили в РОА. Что же за подвиги могла совершить такая армия?

Правильно: никаких. За всю историю РОА ее единственная полноценная дивизия (1-я дивизия), сформированная в ноябре 1944 г. из частей коллаборационистов, не одержала ни одной победы. Ее история – это история поражений, провалов, и постоянного постыдного бегства, вплоть до момента полной капитуляции американцам. Ее бывшие офицеры утверждают, что в процессе своего бегства в плен помогли Пражскому восстанию против немцев в начале мая 1945 г. Но в реальности они последовательно избегали любых прямых столкновений как с частями СС, так и с Красной армией, больше всего опасаясь за свою шкуру – заметим, вполне обоснованно. За подробностями отсылаю к популярной истории деятельности РОА, изложенной А.Морозовым.

Сделаем выводы из печальных уроков прошлого. Андрей Власов и личный состав РОА никак не могут быть оправданы потомками за то, что делали под началом у немецких нацистов. Значительная часть «власовцев» – каратели, садисты и мародеры. В то же время, многие среди них были запутавшимися людьми, жертвами страшной эпохи. Наиболее активные пособники нацистов при их выявлении после войны были расстреляны, остальные получали по несколько лет лагеря или ссылки. Всю свою оставшуюся жизнь «власовцы» скрывали свою роль в войне. Что же они чувствовали каждый год 9 мая? Грустно об этом думать. Как сказал сам Власов на суде, «Я признаю себя виновным в том, что находясь в трудных условиях, смалодушничал».

Кинолог, 15.12.2009

Комментариев нет:

Отправить комментарий